Новый проект УПК КР разрешает прокурорам проверять бизнес по своему желанию

Новый проект УПК КР разрешает прокурорам проверять бизнес по своему желанию

Законодательные изменения вызывают большие недовольства со стороны предпринимателей

Генеральная прокуратура вынесла на общественное обсуждение предлагаемые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. Юрист, эксперт ОФ “Стратегические решения” Ирина Летова считает, что бизнес-сообществу нужно внимательно изучить проект УПК.

“В связи с изменениями Конституции, в проекте УПК изменились полномочия прокурора. Теперь прокурор вправе не только надзирать за досудебным производством, он начинает или ведет сам досудебное производство, осуществляет надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

Появилось очень опасное полномочие - выносить постановления о проведении ревизии, инвентаризации, плановых и внеплановых налоговых проверок и иных проверочных действий. Эта формулировка очень опасна для бизнеса, потому что если это идет на стадии досудебного производства, то необходимо проводить следственные действия, то есть назначать экспертизу. Сегодня у прокуроров нет таких полномочий, нечто похожее есть у следователей. И это вызывает большие недовольства со стороны бизнеса.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 100 Налогового кодекса, перепроверка - проверка, осуществляемая органами налоговой службы, в том числе при получении ими документально подтвержденных сведений, свидетельствующих о том, что у ранее проверенного налогоплательщика имеются факты неправильного исчисления налогов, не выявленные плановой проверкой, и мотивированного заявления должностного лица органа налоговой службы с указанием причин, по которым документы не были проверены ранее.

Зачастую на практике следователем в рамках досудебного производства выносится постановление о назначении налоговой проверки и направляется для исполнения в органы налоговой службы. При этом следователи руководствуются в данном случае пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 35 УПК. Однако, как правило, указанные постановления не содержат документально подтвержденной информации о нарушении норм налогового законодательства, а содержат лишь предположения следователя, основанные на косвенных доказательствах, поскольку, повторюсь, проведение налоговых проверок, результаты которых могут свидетельствовать о нарушениях налогоплательщиком норм налогового законодательства, является исключительной прерогативой органов налоговой службы.
Налицо коллизия двух нормативных правовых актов: с одной стороны – нормы УПК предусматривают право следователя выносить постановление о проведении проверочных действий, обязательность исполнения постановления следователя, с другой стороны – нормы НК четко предусматривают основания для проведения перепроверки, которая не может быть проведена в отсутствие документально подтвержденных сведений. Такие коллизии, как правило, негативно сказываются на налогоплательщиках, поскольку органы налоговой службы, руководствуясь нормами статьи 35 УПК, вероятно, принимая постановление следователя за документально подтвержденную информацию, выносят решение о назначении выездной проверки, которая в последующем проводится.

Такие коллизии создают почву для различного толкования норм и применения того или иного нормативного правового акта, исходя не из регулируемой сферы отношений (которую не всегда просто определить), как того требуют нормы Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызкой Республики», а из сложившейся политической, экономической или иной конъюнктуры.

В этой связи необходимо было внести соответствующие изменения в УПК в целях устранения коллизии и недопущения неоднозначного толкования. А вместо этого полномочие о назначении плановых и внеплановых налоговых проверок теперь еще появляется и у прокуратуры.

Думаю, представители бизнеса должны об этом знать и вносить свои предложения при рассмотрении этих проектов в парламенте”, - говорит юрист.

Стоит отметить, что количество плановых и внеплановых проверок предпринимателей с каждым годом в Кыргызстане только возрастает.

По данным Национального статистического комитета, в 2020 году в республике работало 11 442 малых предприятия и 690 – средних предприятий (для сравнения в 2018 году было 14,5 тысяч – малых и 0,8 тысяч - средних предприятий).

При этом, согласно отчету по проведенным ГКО проверкам субъектов предпринимательства за 2018 год, было фактически проведено 28 209 плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательства. Данных за прошлый год на официальном портале Министерства экономики Кыргызской Республики по проверкам деятельности субъектов предпринимательства, осуществляемых государственными контролирующими органами, не представлено. А вот в 2012 году количество проверок составило всего 13,5 тысяч.

Сколько проверок ожидает бизнес, когда проверять разрешат еще и прокурорам, остается только догадываться.

фото www


01.06.2021 : vesti.kg

источник: https://vesti.kg/politika/item/86964-novyj-proekt-upk-kr-razreshaet-prokuroram-proveryat-biznes-po-svoemu-zhelaniyu.html

 
Loading...

Объявления

«Руководство «Кумтора» вынуждает бежать перспектива привлечения к ответственности

Руководство ЗАО «Кумтор Голд Компани» вынуждает бежать перспектива привлечения к ответственности. Об этом агентству «Кабар» заявил политолог Токтогул Какчекеев, комментируя побег вице-президентов компании по финансам Марка Бертона и по снабжению и материально-техническому обеспечению Лесди Лоу. По его словам, после смены власти в апреле 2010 года страна была вынуждена искать средства, где только можно. «Было именно так, как образно выражался Президент Алмазбек Атамбаев о том, что он «ходил с протянутой рукой» в поисках средств», - отметил он. В тоже время, как подчеркнул политолог, под боком находился «Кумтор», который должен был быть основным источником для страны и работать на ее развитие. «В самом начале доля собственности Кыргызстана в проекте «Кумтор» была где-то около 67%, однако по мановению волшебной палочки двух прежних беглых президентов доля нашей стороны сократилась до 16%, а объект, который должен был вернуться стране через 15 лет, стал практически собственностью канадцев», - отмечает политолог. Т.Какчекеев также добавил, что правоохранительные органы при беглых президентах просто не пускали на порог, а при А.Атамбаеве законность восторжествовала. «Если наши фискальные органы докажут коррупционные связи канадцев с беглыми президентами, то это станет дорогой возврата собственности Кыргызстана по состоянию первого договора и привлечения к ответственности людей, причастных к этой коррупционной системе. Именно эта перспектива и вынуждает бежать руководство «Кумтора»», - отмечает Т.Какчекеев. Напомним, что как сообщили в Генпрокуратуре КР, накануне два вице-президента «Кумтора» покинули Кыргызстан после проведенного обыска в компании. Обыск был проведен 28 апреля 2016 года межведомственной следственной группой в составе сотрудников ГКНБ, МВД, ГСБЭП и Генпрокуратуры в рамках расследуемого уголовного дела по фактам финансовых нарушений, связанных с незаконным выводом средств и активов компании.

источник: http://kabar.kg/society/full/105829