«Не учли интересы журналистов». Медиасообщество недовольно, что обсуждение проекта Уголовного кодекса прошло без их участия

«Не учли интересы журналистов». Медиасообщество недовольно, что обсуждение проекта Уголовного кодекса прошло без их участия

Кроме того, журналисты требуют вернуть статью о «Воспрепятствовании профессиональной, законной деятельности представителя СМИ»

Члены рабочей экспертной группы, принимавшие участие в разработке Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов, а также Кодекса о правонарушениях, опубликовали соответствующий проект, который выставлен на общественное обсуждение.

Между тем Независимый союз журналистов и медиасообщество республики обеспокоены, что в вышеуказанных кодексах не были учтены интересы журналистского сообщества Кыргызстана, деятельность которого регулируется вышеобозначенными кодексами.

«Более того, в рабочую группу по выработке новых кодексов не был приглашен ни один представитель медиасообщества страны. Обсуждения рабочей экспертной группы проходили за закрытыми дверями, и представители СМИ не имели возможности внести свою вклад в разработку проектов кодексов»,- указано в обращении представителей СМИ.

В свою очередь статья 10 действующей Конституции КР гласит:

«Средствам массовой информации гарантируется право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления, их распространение, право на свободу выражения мнений.

Цензура в Кыргызской Республике не допускается. Средства массовой информации свободны и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом.

Информационная безопасность в Кыргызской Республике охраняется государством»

Как известно, в Уголовном кодексе в редакции от 1997 года была закреплена статья, защищающая интересы журналистов. Статья 151 УК КР устанавливала ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста. После правовой реформы 2017 года эта норма перешла в Кодекс о проступках.

В предлагаемых рабочей группой проектах кодексов единственная статья, защищающая интересы журналистов, и вовсе отнесена к Кодексу о правонарушениях.

Санкции по этой статье позволяют должностным лицам избежать наказания в виде лишения права занимать определенные должности.

Также, в проекте нового Уголовного кодекса есть специальные нормы, которые защищают лиц, имеющих особый статус, а также подверженных определенному риску по роду своей деятельности. К ним относятся сотрудники правоохранительных органов, представители судебной ветви власти, медицинские работники и адвокаты.

Однако интересы журналистов, которые в последнее время подвергаются не меньшему, а то и большему риску, не учтены.

Тем временем практика показывает, что именно на журналистов все чаще нападают, они сталкиваются с воспрепятствованием их деятельности, им отказывают в доступе к информации.

Как показала практика, расследования журналистов все чаще раскрывают коррупционные схемы, с помощью которых совершались преступления с многомиллионным ущербом государству. Вслед за журналистскими расследованиями правоохранительные органы начинали свои следственные, досудебные производства и привлекали к ответственности ряд должностных лиц, обвиняемых в коррупции. Это доказывает, что журналистская деятельность нуждается в особой законодательной уголовно-правовой защите со стороны государства.

В связи с вышеуказанным, с целью приведения законодательства в соответствие с действующей Конституцией, а также для защиты свободы слова и законной деятельности журналистов, как одного из конституционных принципов правового государства, Независимый Союз Журналистов и медиасообщество страны вносит предложения:

1. Вернуть в проект Уголовного кодекса КР статью о “Воспрепятствовании профессиональной, законной деятельности журналиста”.

2. С учетом изменения во времени расширить статью с учетом всех требований и угроз современных реалий. В частности, добавить понятие “сбор информации”, так как большинство преступлений против журналистов происходит на стадии сбора необходимой информации. Также предлагается квалифицировать непредоставление информации журналисту в установленные законом сроки как воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.

3. Дополнить статью квалифицирующими признаками, в частности при воспрепятствовании журналистам во время проведения их расследования, освещению массовых и иных митингов, так как именно в таких случаях журналист подвергается особому риску.

4. Вернуть санкцию за статью “Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналисту” в размере от 200 до 300 расчетных показателей, а также вернуть санкцию в отношении лиц, которые используют служебное положение, в виде запрета занимать определенную должность, либо заниматься определенной деятельностью.

5. В случае если воспрепятствование законной профессиональной деятельностью журналиста сопряжено с насилием (не связанной с причинением тяжкого вреда здоровью) либо угрозой насилия, уничтожением его имущества, предлагается трактовать это как особо квалифицирующий признак статьи и предусмотреть наказание в виде лишения свободы.

Предлагается изложить статью в следующем содержании:

Статья в УК КР. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста

1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения его к распространению либо к отказу от предоставления и распространения информации,
— влечет наказание в виде штрафа в размере от 200 до 300 расчетных показателей.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, — влечет наказание в виде штрафа в размере от 600 до 1000 расчетных показателей, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные ч.1 и 2 настоящей статьи, сопряженные с проведением журналистского расследования, специальных репортажей, освещением митингов, шествий либо иных мероприятий, –
- влечет наказание в виде штрафа от 1000 до 2000 расчетных показателей, либо лишение свободы на срок до 3 лет.

4.То же деяние, соединенное с применением насилием, не опасным для жизни или здоровья либо угрозой применения такого насилия, либо с повреждением или уничтожением имущества,
– влечет наказание в виде лишения свободы от 3 до 5 лет.

«Хочется верить, что общественное обсуждение кодексов будет иметь реальную основу и рабочая группа примет во внимание голос всех средств массовой информации, четвертой ветви власти страны, и внесет единственную статью в Уголовный кодекс, которая защищает права журналистов»,- подчеркнули журналисты.

Эльдос Казыбеков
Фото www


07.06.2021 : vesti.kg

источник: https://vesti.kg/obshchestvo/item/87224-ne-uchli-interesy-zhurnalistov-mediasoobshchestvo-nedovolno-chto-obsuzhdenie-proekta-ugolovnogo-kodeksa-proshlo-bez-ikh-uchastiya.html

 
Loading...

Объявления

«Руководство «Кумтора» вынуждает бежать перспектива привлечения к ответственности

Руководство ЗАО «Кумтор Голд Компани» вынуждает бежать перспектива привлечения к ответственности. Об этом агентству «Кабар» заявил политолог Токтогул Какчекеев, комментируя побег вице-президентов компании по финансам Марка Бертона и по снабжению и материально-техническому обеспечению Лесди Лоу. По его словам, после смены власти в апреле 2010 года страна была вынуждена искать средства, где только можно. «Было именно так, как образно выражался Президент Алмазбек Атамбаев о том, что он «ходил с протянутой рукой» в поисках средств», - отметил он. В тоже время, как подчеркнул политолог, под боком находился «Кумтор», который должен был быть основным источником для страны и работать на ее развитие. «В самом начале доля собственности Кыргызстана в проекте «Кумтор» была где-то около 67%, однако по мановению волшебной палочки двух прежних беглых президентов доля нашей стороны сократилась до 16%, а объект, который должен был вернуться стране через 15 лет, стал практически собственностью канадцев», - отмечает политолог. Т.Какчекеев также добавил, что правоохранительные органы при беглых президентах просто не пускали на порог, а при А.Атамбаеве законность восторжествовала. «Если наши фискальные органы докажут коррупционные связи канадцев с беглыми президентами, то это станет дорогой возврата собственности Кыргызстана по состоянию первого договора и привлечения к ответственности людей, причастных к этой коррупционной системе. Именно эта перспектива и вынуждает бежать руководство «Кумтора»», - отмечает Т.Какчекеев. Напомним, что как сообщили в Генпрокуратуре КР, накануне два вице-президента «Кумтора» покинули Кыргызстан после проведенного обыска в компании. Обыск был проведен 28 апреля 2016 года межведомственной следственной группой в составе сотрудников ГКНБ, МВД, ГСБЭП и Генпрокуратуры в рамках расследуемого уголовного дела по фактам финансовых нарушений, связанных с незаконным выводом средств и активов компании.

источник: http://kabar.kg/society/full/105829