Кыргызстан председательствует в органах ЕАЭС в 2022 году

Экономист: На данном этапе зеленая экономика для Кыргызстана неподъемна. Это доступно развитым странам

Асылбек Аюпов недоумевает, как у нас собираются строить сотни малых ГЭС и устанавливать солнечные батареи, а также ветряные мельницы

Использование гидроэнергетики, солнечной и ветряной энергии является основой зеленой экономики. В этой связи кабинет министров Кыргызстана планирует построить сотни малых ГЭС и установить солнечные батареи, а также ветряные мельницы.

Помогут ли малые ГЭС преодолеть энергетический кризис в Кыргызстане? Как обеспечить устойчивость энергетики с экономической точки зрения? С этими вопросами Vesti.kg обратились к эксперту, доктору экономических наук Асылбеку Аюпову.

— Конечно, зеленую экономику нужно развивать, — согласился Асылбек Нургазиевич. — Но это в перспективе. На данном этапе для Кыргызстана зеленая экономика неподъемна. Сейчас страна вырабатывает около 60% электроэнергии, а 40% закупает у соседей. При этом 70% электроэнергии в Казахстане вырабатывают теплоэлектростанции. В Китае на 80% энергия производится на угле. У нас запасы угля достаточны, чтобы вырабатывать дополнительную электроэнергию.

Между тем экономист считает нереальным строительство сотен ГЭС или солнечных и ветряных мельниц.

— Во-первых, мощности солнечных батарей и ветряных мельниц незначительные, а стоят дорого, — отметил Аюпов. — Чтобы обеспечить полноценной электроэнергией населенный пункт, необходимы тысячи ветряных мельниц. К тому же вырабатываемая ими энергия в разы дороже гидроэнергетики. Реализовать это собственными силами для нас затруднительно. Какие инвесторы согласятся вкладывать средства в этот проект, я не знаю. Зеленая энергетика доступна только для развитых стран. Нужен доход на душу населения как минимум в 12 тысяч долларов. В Кыргызстане — около 1200 долларов.

Кроме того, эксперт отметил неэффективность малых ГЭС при обмелении рек.

— Воды не хватает для полива в сельском хозяйстве, — продолжил он. — Реки мельчают и становятся ручьями. Как малые ГЭС будут работать, если нет напора? Поэтому все эти идеи с зеленой экономикой пока в далекой перспективе. Нужно запускать ТЭС в Кара-Кече. Причем в срочном порядке. Замедление смерти подобно. На Токтогульском водохранилище запасы воды на критическом уровне. Дефицит энергии становится сдерживающим фактором для развития экономики. Только теплоэнергостанции могут решить энергетический кризис на данном этапе. При этом есть методы, когда сгорающий уголь дает больше энергии, а влияние на окружающую среду минимальное. Можно перенять опыт Экибастуза.

Ислам Жолдошов
фото www

  • Асылбек Аюпов
  • экономика
  • зеленая экономика
  • энергетика
  • электроэнергия
  • ТЭС
  • угольное месторождение


    : vesti.kg

    источник: https://vesti.kg/zxc/item/96477-kyrgyzstan-predsedatelstvuet-v-organakh-eaes-v-2022-godu.html

     
    Loading...

    Объявления

    Сариев ушел. Про дорогу забудут?

    Изучение дела по тендеру на строительство дороги Балыкчи – Корумду находится под вопросом. Именно этот тендер стал причиной отставки премьер-министра Темира Сариева в начале апреля 2016 года. Нынешний премьер-министр Сооронбай Жээнбеков заявил, что при аннулировании итогов тендера государство будет обязано заплатить свыше 2 миллиардов долларов китайской компании, кроме того, дело может дойти до суда. Глава кабмина предупредил, что при отмене результатов тендера строительство дороги будет отложено, тогда, как правительству, наоборот, необходимо ускорить работу. В этой связи депутатская комиссия отложила принятие решения. Суматоха вокруг строительства дороги Протяженность дороги Балыкчи – Корумду составляет 104 километра. В прошлом году правительство приняло решение о выделении 6,8 миллиарда сомов на строительство дороги и проведение тендера. Денег на дорогу в бюджет не заложили, в этой связи Министерству финансов было поручено изыскать средства из разных источников. Дорогу должны были завершить к началу проведения Всемирных игр кочевников, которые пройдут в августе 2016 года на Иссык-Куле. О том, что китайская компания «Лонг Хай» без наличия лицензии на строительство дорог выиграла тендер, а это нарушение закона, стало известно только недавно.

    источник: http://rus.azattyk.org/content/article/27706121.html