Уже много лет не утихают разговоры о возрождении Великого Шелкового пути, который свяжет Европу и Китай. Важнейшим логистическим центром в этом звене должны стать страны Центральной Азии. В качестве примера приводится стартовавшее недавно строительство железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Какую выгоду принесет этот проект странам и какие риски?
Постараемся рассмотреть это на примере Кыргызстана. Недавно премьер-министр Кыргызстана Акылбек Жапаров заявил, что строительство этой железной дороги поможет социально-экономическому развитию страны, реализовать ее транзитный потенциал и открыть выход к морю.
Конечно, запуск железной дороги будет способствовать развитию инфраструктуры, открытию новых рабочих мест и инвестиций, но что должна будет взамен страна?
Кыргызстан согласен на строительство даже при условии разницы в ширине колеи железнодорожных путей. Китай использует международный стандарт 14,35 мм, а Кыргызстан – советский – 15,20 мм. Ширину колеи от Торугарта до Макмала договорились делать равной 14,35 см – узкую колею по китайским стандартам. А в районе Макмала будет расширение и перезагрузочная станция, оттуда начнется колея шириной 15,20 см.
«Если делать нашу колею, начиная в Торугарте, то там надо будет делать перезагрузочный центр, а в условиях высокогорья это очень тяжело. Именно устройство такого центра в Макмале позволит создать логистический центр», - говорят в ГП «НК «Кыргыз темир жолу».
Аналитик по странам Центральной Азии Давиде Канкарини считает, что проблема финансирования - самое большое препятствие на пути реализации этого инфраструктурного проекта.
«Поэтому проект будет финансировать Китай, так как Узбекистан и Кыргызстан не имеют для этого финансовых возможностей. По последним оценкам, на строительство железной дороги необходимо 8 млрд.долларов. Поэтому, Китаю придется платить. Существуют также географические барьеры. Есть информация, что должно быть построено около пятидесяти мостов и девяносто тоннелей», – отмечает аналитик.
Специалисты также считают, что строительство железной дороги за счет кредитов, взятых у Китая, дело рисковое. На каких условиях Кыргызстан будет участвовать в этом проекте? Вопрос остается открытым.
Существует также проблема государственного долга, в котором Китай, похоже, также не заинтересован. В противном случае эта железная дорога была бы уже давно построена. Возможно, альтернативой мог бы стать обмен долга на что-то другое. Направление железной дороги также вызывает вопросы. Ведь маршрут проходит мимо нескольких рудников. Обмен как раз может стать одним из способов снизить риск для китайских инвесторов. Поэтому не исключается вариант заключения соглашений, связанных с рудниками.
По итогам прошлого года государственный долг Кыргызстана достиг 6,3 млрд долларов. По данным Минфина КР, 4,6 млрд из них составляет внешний долг.
Кыргызский политолог Кубан Абдымен считает, что так как большая часть внешнего долга принадлежит Китаю, то возможно на строительство железной дороги уже не будут брать в долг у Пекина.
«Согласно нынешней политике Кыргызстана, мы не будем брать в долг у Китая. Правительство проводит такую политику, что пусть инвестиции приходят, будь то железная дорогая. Часть прибыли будешь получать после ее реализации. Не могу точно сказать, поступят ли средства из Китая или нет. Строительство железной дороги обойдется в 4,5 - 5 миллиардов долларов. Говорится, что большая его часть поступит от китайской стороны. Но если честно, то я не видел ни одного договора. Но, если Кыргызстан не будет брать в долг, то будет такая политика: «Сами будете работать над инвестиционным проектом, а затем будете получать прибыль и погашать свой долг», – уверен К.Абдымен.
Бывший глава агентства по продвижению и защите инвестиций Кыргызстана Шумкарбек Адилбек уулу считает, что финансирование проекта за счет средств, которые поступят от эксплуатации железной дороги в будущем, не самый оптимальный вариант для Кыргызстана.
Китай ранее реализовывал аналогичные проекты. История показывает, что они были за счет будущей значимой части прибыли, либо это были проекты, которые реализовывались в обмен на долю в ценных месторождениях или выгодные условия по использованию завершенного проекта. И тут возникает другой вопрос: будет ли Китай вмешиваться в политику Кыргызстана и к чему это может привести?
Фото www