В вопросе принадлежности собаки породы тазы, кажется, давно поставлена жирная точка. Но все-таки формальность по международному признанию ее статуса, происхождения и истории имеет принципиально важное значение.
Кинологическое сообщество Казахстана шло к этому событию не меньше двух десятков лет. Ведь если казахская борзая надежно занимает место в «Жетi қазына» – национальной сокровищнице Казахстана, то необходимо было, чтобы с этой данностью согласился весь мир.
– Подтверждений тому, что тазы – исконно казахская порода, существует множество, – говорит руководитель рабочей группы Союза кинологов Казахстана по международному признанию национальных пород Наталья Дровосекова. – Начиная с фольклора, заканчивая трудами ученых и путешественников, со Средневековья по XX век.
Согласно данным исследователей КазНУ им. аль-Фараби, самые древние свидетельства обитания этой собаки на территории современного Казахстана обнаружены в наскальном искусстве. Первые ее изображения датируются периодом ранней бронзы, они найдены на юге – в Семиречье и в Восточном Казахстане. А уже к концу железного века – V–II века до нашей эры – в петроглифах сформировалось четкое изображение борзой, близкой по размерам и пропорциям к тазы, которая знакома современникам.
Как известно, два предыдущих века были временем большого исследовательского интереса к Великой степи. Свои экспедиции на окраину империи направляло Русское географическое общество, немало побывало здесь и путешественников-энтузиастов, которые, исследуя Хивинское царство и окружающие его земли, описывали быт и уклад жизни местных народов. И мало кто упускал из внимания, что у степняков есть собака, которая охотится с ловчей птицей и высоко ценится у своих владельцев.
В поддержку этим наблюдениям сохранилось немало письменных источников, в их числе «Обозрение Киргиз-кайсацкой степи» 1803–1804 годов Якова Гавердовского, «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» Алексея Левшина от 1832 года, книга Петра Мачеварианова «Записки псового охотника», статья Модеста Богданова «Тазы и киргизская борзая» 1878 года.
Во всех этих работах, исследующих территорию от Орска до Каспия – в границах современного Казахстана, в той или иной мере описывается и охотничья собака здешних мест.
– В этом смысле работа Богданова интересна тем, что он очень подробно описывает именно тип казахской борзой: какие окрасы она имеет, как выглядит, чем отличается от более изящной хивинской борзой. Благодаря данному труду мы можем говорить, что кинологи того времени видели и четко определяли разницу между разновидностями охотничьих борзых в Центральной Азии, – продолжает Наталья Дровосекова.
Обширное исследование в конце 30-х годов прошлого века представил казахский зоолог Аркадий Слудский. Его монография «Азиатская борзая тазы и охота с нею» содержит важные научные данные о поголовье собак того времени. Автор не только представил карту распространения породы, приблизительное количество животных и промеры их по статям, но и заключил, что значительный объем популяции – более 70% – соответствует стандарту, то есть в целом она представлялась как породная.
Одних только этих документальных свидетельств было бы достаточно, чтобы утверждать: тазы – собака исконная, аборигенная, проживающая на территории современного Казахстана несколько тысяч лет. Однако не менее существенным остается еще одно веское обстоятельство – она всегда оставалась неотъемлемой частью культуры и быта кочевых народов.
Борзая в буквальном смысле на протяжении веков сопровождала человека. Наскальная живопись сохранила это доказательство вплоть да нашего времени. Гравюры XVII–XIX веков в горах Мангистау, принадлежащие творчеству племени адай, изображают тазы все в том же виде – идущей за охотником, сидящим на коне.
– Казахская тазы тем и отличается от других борзых собак, что она всегда была и до сих пор остается охотничьей собакой. Ее держат преимущественно как рабочую, и критериями для отбора остаются ее добычливость и успешность в охоте, – заключает эксперт.
: vesti.kg