#Авторский ракурс. Кыргызстан снова меняет избирательный закон?

#Авторский ракурс. Кыргызстан снова меняет избирательный закон?

«Надо ставку сделать на креативных людей, которые появятся в креативных партиях»

Эксперт по парламентаризму, кандидат политических наук Ильяс Курманов в беседе с Vesti.kg высказал свое мнение о том, зачем и почему в Кыргызстане снова хотят изменить избирательное законодательство.  

Группа депутатов Жогорку Кенеша снова инициирует изменения в избирательный закон. Как вы оцениваете это событие?

- Нормально. На то они и законодатели. Должны улучшать законы, совершенствовать их, поднимать качество и уровень представителей народа. Ведь в последние десятилетия очень сильно упал качественный состав депутатов.

С чем это связано? Ведь наша страна даже побывала с 2010-го по 2020 годы парламентской республикой?

- Наиболее часто, наряду с конституцией, у нас пересматривали избирательный закон. За период суверенитета мы поменяли несколько избирательных моделей. Прошли мажоритарные выборы абсолютного большинства, когда депутатов избирали по округам, мажоритарно-пропорциональную систему, когда из 60 депутатов Законодательного собрания 45 избирались по округам и 15 по партийным спискам, пропорциональные выборы, когда депутаты избирались только по партийным спискам (4-5-6 созывы ЖК), снова вернулись к пропорционально-мажоритарной смешанной системе (7 созыв). Теперь вот хотят ввести коммуникативную систему выборов, когда депутаты будут избираться от партий по мажоритарным многомандатным округам. Это самая прогрессивная на сегодняшний день система выборов, которая недавно стала практиковаться в Европе. Переписав избирательный закон можно получить в парламент тех людей, которые больше всего нужны стране для рывка...

Это, кажется, обнадеживает, не катимся назад, а идем вперед...

- Да, но если неправильно рассчитают, можно провалиться. Есть опасность забегания вперед. В Европе к коммулятивной (преференциальной) системе стали переходить в условиях развитой партийной избирательной системы, когда в обществе и государстве сформировался устойчивый электорат. У нас этого ничего нет, поэтому есть риск, что «коммукативные выборы» не дадут ожидаемого результата. Прежде всего потому, что все партии сосредоточены в городах. В селах их нет. Значит у представителей партии, даже самых лучших, нет никаких шансов быть избранными. Победит местный товарищ, даже если соперником у него будет товарищ Ленин! На одних ранних суверенных выборах в Таласской области наш великий писатель и мыслитель Чингиз Айтматов чуть было не проиграл выборы продавцу семечек, который сорил деньгами и подкупал земляков. Возможен примерно такой же результат. В парламент придут «свои», от которых мало толку. Надо создать систему, когда придут лучшие. Тогда страна начнет активнее двигаться вперед. Сейчас этим занимается 1-5% населения, которые знают, что впереди есть надежда. Остальные упираются, никуда не хотят и не торопятся, их и здесь «неплохо кормят».

А что надо делать, чтобы смелее идти вперед?

- Надо ставку сделать на креативных людей, которые появятся в креативных партиях. Надо создавать политические институты - настоящий парламент, суд, политические партии, реальное самоуправление... Иначе снова построим олигархат, который равнодушен к интересам простых людей.

Фото: www


03.02.2025 : vesti.kg

источник: https://vesti.kg/avtorskij-rakurs/item/135273-kyrgyzstan-snova-menyaet-izbiratelnyj-zakon.html

 
Loading...

Объявления

«Руководство «Кумтора» вынуждает бежать перспектива привлечения к ответственности

Руководство ЗАО «Кумтор Голд Компани» вынуждает бежать перспектива привлечения к ответственности. Об этом агентству «Кабар» заявил политолог Токтогул Какчекеев, комментируя побег вице-президентов компании по финансам Марка Бертона и по снабжению и материально-техническому обеспечению Лесди Лоу. По его словам, после смены власти в апреле 2010 года страна была вынуждена искать средства, где только можно. «Было именно так, как образно выражался Президент Алмазбек Атамбаев о том, что он «ходил с протянутой рукой» в поисках средств», - отметил он. В тоже время, как подчеркнул политолог, под боком находился «Кумтор», который должен был быть основным источником для страны и работать на ее развитие. «В самом начале доля собственности Кыргызстана в проекте «Кумтор» была где-то около 67%, однако по мановению волшебной палочки двух прежних беглых президентов доля нашей стороны сократилась до 16%, а объект, который должен был вернуться стране через 15 лет, стал практически собственностью канадцев», - отмечает политолог. Т.Какчекеев также добавил, что правоохранительные органы при беглых президентах просто не пускали на порог, а при А.Атамбаеве законность восторжествовала. «Если наши фискальные органы докажут коррупционные связи канадцев с беглыми президентами, то это станет дорогой возврата собственности Кыргызстана по состоянию первого договора и привлечения к ответственности людей, причастных к этой коррупционной системе. Именно эта перспектива и вынуждает бежать руководство «Кумтора»», - отмечает Т.Какчекеев. Напомним, что как сообщили в Генпрокуратуре КР, накануне два вице-президента «Кумтора» покинули Кыргызстан после проведенного обыска в компании. Обыск был проведен 28 апреля 2016 года межведомственной следственной группой в составе сотрудников ГКНБ, МВД, ГСБЭП и Генпрокуратуры в рамках расследуемого уголовного дела по фактам финансовых нарушений, связанных с незаконным выводом средств и активов компании.

источник: http://kabar.kg/society/full/105829