Конституционный суд КР отказал в рассмотрении вопроса о возвращении смертной казни

Конституционный суд КР отказал в рассмотрении вопроса о возвращении смертной казни

Суд признал инициативу противоречащей Конституции и международным обязательствам

Сегодня, 10 декабря, Конституционный суд КР рассмотрел представление президента о даче заключения к проекту Закона КР "О внесении изменения в Конституцию КР", предусматривающему возможность применения смертной казни за изнасилование детей, убийство, сопряженное с изнасилованием.

В своем сообщении КС отмечает, что, осуществляя конституционно возложенные полномочия, Конституционный суд исходит из согласованности предлагаемых изменений с Конституцией как целостной системой, их влияния на основы конституционного строя, в центре которого находятся фундаментальные права и свободы человека и демократический характер государства, а также их совместимости с международными обязательствами КР, вытекающими из ратифицированных международных договоров.

Конституционный суд отметил, что Конституция закрепляет права и свободы человека в качестве высшей ценности, а система гарантий их обеспечения образует фундамент конституционного строя и предопределяет пределы допустимых изменений Основного закона. В этой связи Конституционный суд подчеркнул, что любые изменения Основного закона в сфере фундаментальных прав и свобод требуют учета их системного характера и возможных последствий для функционирования всей конституционной модели защиты личности. Особое внимание должно уделяться предотвращению обратного развития (non-regress) уровня гарантий прав и свобод, поскольку именно их стабильность и последовательность составляют содержание конституционно закрепленного приоритета человека и его достоинства.

В этом контексте орган конституционного контроля исходит из того, что запрет смертной казни и признание приоритетного значения права на жизнь имеют не только нормативное, но и самое ценностное измерение. Они отражают выбор государства и народа в пользу правового режима, исключающего применение этой меры наказания. Право на жизнь и запрет смертной казни выступают системообразующими принципами, задающими стандарты уголовной политики, содержания правосудия, деятельности правоохранительных органов и пенитенциарной системы.

Восстановление смертной казни посредством конституционной поправки означало бы отказ от этих стандартов, разрыв преемственности правового развития и отход от избранного конституционного вектора, ориентированного на приоритет достоинства личности и усиление гарантий ее прав и свобод.

Конституционный суд также отметил международно-правовое измерение рассматриваемого вопроса. Конституция КР, устанавливая, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы страны, предполагает необходимость соблюдения соответствующих международных обязательств при принятии решений на национальном уровне.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров, государство не вправе ссылаться на положения своего внутреннего права как на оправдание неисполнения договора, а прекращение или приостановление его действия возможно лишь в строго определенных случаях. Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, участницей которого является КР, имеет своей целью полную и окончательную отмену смертной казни и не предусматривает механизма денонсации. Это означает, что государство, присоединившись к протоколу, приняло на себя бессрочное обязательство не вводить смертную казнь вновь и не прибегать к ней ни при каких обстоятельствах.

Введение смертной казни во внутреннем праве в таких условиях неизбежно поставило бы Кыргызскую Республику в положение государства, нарушающего свои договорные обязательства, что несовместимо с конституционно закрепленным признанием международного права и принципом добросовестного исполнения международных договоров.

Исходя из совокупности конституционных и международно-правовых аргументов, Конституционный суд пришел к выводу, что восстановление смертной казни посредством конституционной поправки не соответствует Конституции, является недопустимым и в правовом смысле невозможным.

Соответственно, проект Закона КР "О внесении изменения в Конституцию Кыргызской Республики" не может быть вынесен на референдум и все процедуры по реализации инициативы для его принятия подлежат прекращению с момента вступления в силу заключения Конституционного суда КР.

Резолютивная часть уже опубликована на сайте КР и обязательна для исполнения всеми госорганами.

Напомним, ранее Садыр Жапаров выступил с инициативой вернуть в Кыргызстане смертную казнь за особо тяжкие преступления против детей и женщин. Поводом для этого стало убийство 17-летней Айсулуу Мукашевой, похищенной и изнасилованной 27 сентября в Иссык-Кульской области. Трагедия вызвала широкий общественный резонанс. Но в середине октября группа международных правозащитных организаций осудила предложение главы государства. В совместном заявлении отмечается, что возвращение смертной казни станет нарушением Конституции Кыргызстана и международных обязательств страны, а также не приведет к снижению уровня насилия.

#смертная_казнь #конституционный_суд #конституция_____ #законопроект


10.12.2025 : vesti.kg

источник: https://vesti.kg/obshchestvo/item/146376-konstitutsionnyj-sud-kr-otkazal-v-rassmotrenii-voprosa-o-vozvrashchenii-smertnoj-kazni.html

 
Loading...

Объявления

«Руководство «Кумтора» вынуждает бежать перспектива привлечения к ответственности

Руководство ЗАО «Кумтор Голд Компани» вынуждает бежать перспектива привлечения к ответственности. Об этом агентству «Кабар» заявил политолог Токтогул Какчекеев, комментируя побег вице-президентов компании по финансам Марка Бертона и по снабжению и материально-техническому обеспечению Лесди Лоу. По его словам, после смены власти в апреле 2010 года страна была вынуждена искать средства, где только можно. «Было именно так, как образно выражался Президент Алмазбек Атамбаев о том, что он «ходил с протянутой рукой» в поисках средств», - отметил он. В тоже время, как подчеркнул политолог, под боком находился «Кумтор», который должен был быть основным источником для страны и работать на ее развитие. «В самом начале доля собственности Кыргызстана в проекте «Кумтор» была где-то около 67%, однако по мановению волшебной палочки двух прежних беглых президентов доля нашей стороны сократилась до 16%, а объект, который должен был вернуться стране через 15 лет, стал практически собственностью канадцев», - отмечает политолог. Т.Какчекеев также добавил, что правоохранительные органы при беглых президентах просто не пускали на порог, а при А.Атамбаеве законность восторжествовала. «Если наши фискальные органы докажут коррупционные связи канадцев с беглыми президентами, то это станет дорогой возврата собственности Кыргызстана по состоянию первого договора и привлечения к ответственности людей, причастных к этой коррупционной системе. Именно эта перспектива и вынуждает бежать руководство «Кумтора»», - отмечает Т.Какчекеев. Напомним, что как сообщили в Генпрокуратуре КР, накануне два вице-президента «Кумтора» покинули Кыргызстан после проведенного обыска в компании. Обыск был проведен 28 апреля 2016 года межведомственной следственной группой в составе сотрудников ГКНБ, МВД, ГСБЭП и Генпрокуратуры в рамках расследуемого уголовного дела по фактам финансовых нарушений, связанных с незаконным выводом средств и активов компании.

источник: http://kabar.kg/society/full/105829